Часто сталкиваемся с ситуацией, когда фирмы имеют два и более сайтов. По разным причинам. У одних кроме нового имеется «рудиментарный» интернет-ресурс, к которому никто не помнит логинов-паролей, у других было принято стратегическое решение по созданию нескольких веб-ресурсов по разным направлениям деятельности, у третьих для каждого представительства создаются свои сайты.
Несмотря на то, что все разговоры о работе в интернете с заказчиками начинаются со слов «у меня весьма специфический бизнес», мой опыт показывает, что в большинстве случаев проблемы в любом сегменте одни и те же. Особенно, когда веб-ресурсов у одной компании несколько.
Обсудим мнение? Иметь несколько сайтов для одной компании в 99% случаев однозначно вредно. Рассматривать ситуации, когда сайты нужны для вывода на рынок новых продуктов или когда направления деятельности не пересекаются по аудитории (производство бетона и мебели), мы не будем.
Рассмотрим ситуацию, когда у вас несколько сайтов, с точки зрения затрат времени и денег по следующим направлениям: разработка, поддержка, реклама, доверие покупателей, аналитика.
Разработка (доработка) сайта
Как правило, каждым сайтом компании занимается сторонняя фирма-разработчик. Иногда появляются «долгострои», когда заказчик не может получить готовый сайт более года.
На что затрачивается время в любом проекте:
- Объяснить новому разработчику специфику деятельности предприятия;
- Донести, что на самом деле требуется от нового сайта;
- Разработать и согласовать договоры, технические задания, дизайн;
- Обеспечить контроль процесса разработки.
Если сайт у вас один, и разработчик один, на все указанное выше уйдет гораздо меньше времени. И объяснять все по нескольку раз не придется. Кроме того, постоянный разработчик со временем научится «угадывать» ваши желания и понимать все без доскональных уточнений технических заданий.
Что касается денег, все очевидно. Несколько сайтов – в несколько раз возрастает итоговая сумма. Причем, вы и за размещение сайтов будете платить в разы больше, чем за один ресурс. А то еще и лицензии за «движки» оплачивать.
Прибавьте к этому кучу документации с разным оформлением и вспомните глаза своих юристов и бухгалтеров, когда вы пытаетесь объяснить им, за какой именно сайт вы принесли счет сегодня.
Поддержка сайта
Работа с несколькими разработчиками приводит к тому, что у вас появляются абсолютно разные инструменты для работы с контентом сайта. Для разного уровня подготовки редакторов и веб-мастеров. Это крайне неудобно и снова приводит к потере времени. Не только на изучение «админок», но и на переключение с одного вида деятельности на другой. Если еще вспомнить, что одна и та же информация (новости, спецпредложения, информация о компании и прочее) «тянется» с одного сайта на другой, то времени уходит еще больше, в том числе на проверку «где-что-забыли-поменять».
О деньгах. Вы оплачиваете:
- Время сотрудника, который занимается сайтами (а его уходит о-о-чень много);
- Стоимость подготовки графических материалов для ваших сайтов (да-да, вы ведь в курсе, что дизайн у них тоже разный?).
Реклама
Вот тут самое интересное. Если у вас есть несколько сайтов, а самые преданные покупатели ищут компанию по ее названию, на какой ресурс они попадут? Сколько придется мучаться и вводить в поисковиках на разный лад сочетания имени и продуктов предприятия, прежде чем посетитель найдет нужное?
Путаясь между разными дизайнами, абсолютно непохожей навигацией, ваш покупатель наконец-то найдет то, что нужно, но… окажется, что часть необходимой информации находится на другом сайте. И снова бедолага разбирается в дебрях дизайнерской мысли, ползая между сайтами и тихо негодуя.
Вспомним, какими путями приходят на ваши сайты покупатели. Большая часть компаний пользуется контекстной рекламой и занимается поисковым продвижением.
По поводу первого все понятно: вам потребуется в разы меньше времени на создание рекламных кампаний для одного ресурса и не придется платить за то, чтобы привести по одним и тем же ключевым фразам посетителей на разные сайты.
С точки зрения поискового продвижения большие сайты продвигать проще, как с точки зрения создания контента (на что так же уйдет масса времени), так и с точки зрения получения ссылок (лучше много ссылок на один сайт, чем столько же на много).
Есть еще один момент: поисковые системы хорошо распознают сайты, принадлежащие одной компании. В результате даже по названию компании в выдаче может быть показан лишь один сайт. И не факт, что именно тот, который вы предполагали.
Доверие покупателей
Подытожу то, что было описано выше, применительно к вашим посетителям.
Имеется несколько сайтов с разным дизайном, навигацией и представлением материалов, на которые ваши посетители приходят разными путями. Скорее всего, единственное, что объединяет все ваши ресурсы – это логотип. Вот только все это никак не оставляет ощущения, что речь идет об одной компании. Нет единства восприятия.
Эта ситуация не просто усложняет поиск нужной информации, но отравляет жизнь и вам и вашим покупателям.
Пример из собственного опыта.
Компания имеет 3 сайта по разным направлениям:
- Сайт производства (каталоги, фотографии товаров без указания цен);
- Сайт 2B2 сегмента (каталоги по направлениям с ценами);
- Интернет-магазин.
У всех сайтов разные дизайн, системы управления, разработчики. Предположим, нашу компанию ищет оптовый покупатель. Немного повозившись с поисковиками, он переходит на сайт производства, но кроме красивых картинок и небольшой справки о предприятии он ничего не находит. В этой сфере работа с оптовиками ведется индивидуально и как правило, цены и условия открыто не публикуются. Однако, оптового покупателя в любом случае заинтересуют розничные цены, которые есть в интернет-магазине! Вот только, чтобы найти этот интернет-магазин, придется попотеть.
Кроме того, информации для оптовых покупателей на сайте производства практически нет. А все фотографии товаров, описания и прочее уже присутствуют в интернет-магазине.
Линейка для B2B включает несколько десятков товаров, но номенклатура предприятия предлагает покупателям около 1 500 различных видов продукции и создать еще один раздел в интернет-магазине не составит труда.
Получается, что для решения своих задач фабрика могла обойтись одним ресурсом и сэкономить время и деньги.
Аналитика
Аудитория будет перетекать между вашими сайтами и это затрудняет анализ статистики посещений. Например, посетитель искал один из ваших сайтов, попал на другой (Сайт №1) и быстро перешел по нужной ссылке на Сайт №2. Данные о людях, которые сразу покидают Сайт №1, как и данные о совершении действий на нем, уже искажены. Кроме того, искажаются еще и данные об объеме аудитории. При переходах с одного сайта на другой посетитель посчитается как новый.
В итоге вы не сможете наверняка судить о том, насколько эффективно работают ваши рекламные кампании и что нужно изменить в стратегии.
Есть ли минусы, если сайт один?
Несомненно, но их гораздо меньше и случаются подобные ситуации крайне редко. Например, риск взлома сайта или наложение санкций со стороны поисковых систем.
При наличии четкой стратегии продвижения и профессионалов в команде этого можно избежать.